Главной темой вчерашнего совещания военно-промышленной комиссии при
правительстве РФ под руководством вице-премьера Сергея Иванова в
Ахтубинске (Астраханская область) стала разработка военного самолета
пятого поколения. Как заявил Иванов, испытания аппарата планируется
начать в 2009 году, а на вооружение российской армии он должен быть
принят в 2015 году.
Отечественный самолет пятого поколения носит название "Перспективный
авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА, или Т-50, изделие 701,
истребитель 21).
"Основное отличие самолета пятого поколения в том, что он имеет
интегрированный боевой комплекс, систему искусственного интеллекта, в
которой данные со всех источников выводятся в единый комплекс и
анализируются", - рассказывает эксперт Центра анализа, стратегий и
технологий Константин Макиенко. В современных российских самолетах, по
его словам, информация с разных датчиков (радар, оптоэлектронная
система и т.п.) поступает на разные приборы. Также будут улучшены
летные характеристики. Например, благодаря новой конструкции двигателей
с использованием наноструктурированных материалов станет возможной
крейсерская сверхзвуковая скорость.
"Современные самолеты могут летать на сверхзвуке только с форсажем,
что приводит к повышенному расходу топлива, износу двигателя и
выделению большого количества тепла, что делает самолет более доступным
для радаров", - говорит Константин Макиенко.
Также самолет будет менее заметен и будет оснащен высокоэффективной
автоматизированной системой обороны. Самолет разрабатывается
консорциумом, в который входят конструкторское бюро Микояна, Сухого и
Яковлева. Он заменит МиГ-29 и Су-27.
Стоит отметить, что самолет пятого поколения начали разрабатывать в США
и СССР уже в 1980-х годах. После распада Советского Союза проект
заморозили, а в США его серийное производство началось в 2001 году. В
настоящий момент на вооружении стоят более 100 F-22 "Раптор". А в 2006
году на новые многоцелевые самолеты впервые полностью перешла боевая
часть - 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на
авиабазе Лэнгли, штат Виргиния.
"Планы начать испытания российского самолета пятого поколения в 2009
году вполне реальны", - считает Константин Макиенко. По его словам, в
Комсомольске-на-Амуре готовится первый прототип. "Двигатели уже летают,
радар готов", - утверждает Макиенко.
Основная же проблема заключается в создании инфраструктуры для
нового самолета. На сегодняшний день сложилась ситуация, что его просто
негде испытывать. Во-первых, для испытаний помимо наземного необходимо
создать еще и морской полигон. Единственный полигон такого рода после
распада СССР остался в Крыму на Украине.
Как заявил Сергей Иванов, нужно предметно остановиться на
оснащенности испытательной базы ПАК ФА, состоянии оборудования
трассово-измерительных, радиолокационных и других комплексов,
аэродромов, их соответствии задачам и срокам испытания. Таким образом,
затраты на подготовку испытательной базы могут оказаться сопоставимы с
затратами на создание самого аппарата.
|