Пилотажная
группа «Русские Витязи»Пилотажная
группа «Русские Витязи» была организована 5 апреля 1991 г. из
лучших летчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших технику
высшего пилотажа на истребителях 4-го поколения Су-27.
В мире существует
много пилотажных групп, которые демонстрируют свое мастерство
на спортивных и учебно-тренировочных самолетах или легких истребителях.
Уникальность же «Русских Витязей» состоит в том, что это единственная
пилотажная команда, выполняющая групповой высший пилотаж на тяжелых
истребителях. Суммарный вес группы из шести самолетов при выполнении
пилотажа составляет около 150 т, а общий «размах крыла» - более
75 м.
Зарубежная
премьера «Русских Витязей» состоялась в сентябре 1991 г., когда
группа впервые демонстрировала высший пилотаж в Великобритании.
С тех пор «Русские Витязи» стали регулярными участниками крупнейших
мировых авиасалонов и аэрошоу. Они побывали в Малайзии, США, Франции,
Германии, Голландии, Канаде, Словакии, Норвегии, Бельгии, Люксембурге,
Австрии, Китае. Выступления «Русских Витязей» яв¬ляются неизменным
украшением -международных авиасалонов МАКС, проводимых на аэродроме
ЛИИ в подмосковном Жуковском.
Мало что
может сравниться в зрелищном отношении с групповым пилотажем на
сверхзвуковых самолетах. Воздушная акробатика появилась практически
одновременно с зарождением авиации. Позднее лучшие летчики планеты
стали пробовать выступать с показательными полетами в составе
группы самолетов. Известно, что чем тяжелее летательный аппарат,
тем сложнее управлять им в полете. Но уникальные технические возможности
Су-27 дали новый импульс развитию высшего пилотажа. В сочетании
с высочайшим мастерством летчиков из Кубинки они позволяют превратить
полет «Русских Витязей» в захватывающее зрелище. Пилотажная
группа «Стрижи»
Авиационная
группа высшего пилотажа «Стрижи» входит в состав 237 Гвардейского
Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра
Невского Центра показа авиационной техники имени трижды Героя
Советского Союза Маршала авиации И.Н.Кожедуба.
В 1952 году
впервые в истории авиации летчиками Кубинки был показан встречный
пилотаж групп реактивных истребителей. В последующие годы летными
составами осваивался высший одиночный и групповой пилотаж на самолетах
ОКБ им. Микояна МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, затем на МиГ-29,
а также на машинах ОКБ Сухого Су-25 и Су-27. Все последующее время
наша пилотажная эскадрилья летает на истребителях МиГ-29, который
по праву считается лучшим легким истребителем мира.
Летом 1986
г. летчики авиабазы Кубинка вылетели группой МиГ-29 с первым дружественным
визитом на Запад, на авиабазу Риссала в Финляндии. Впервые эскадрилья
выступила под собственным названием «Стрижи» 6 мая 1991 года,
с тех пор ежегодно этот день отмечается как день рождения группы.
Пилотажная
группа "Стрижи" побывала с визитами в Финляндии, Франции, Германии,
Швеции, Бельгии, Италии, Малайзии, Китае, Объединенных Арабских
Эмиратах, где уверенно демонстрировались высочайшее летное мастерство
и передовые достижения российского авиастроения. За все время
своего существования АПГ "Стрижи" летали ромбом, пятеркой, шестеркой
и даже девяткой.
В настоящее
время командование 237 ЦПАТ и пилотажных групп прилагает все усилия,
чтобы опыт, накопленный годами, был развит и приумножен. АПГ "Стрижи"
и "Русские Витязи" проводили совместные полеты еще с конца прошлого
века, такие тренировки были продолжены с осени 2002 года в разных
пилотажных порядках восемью, девятью и десятью самолетами, и,
накопив большой опыт, в настоящее время выступают с большой совместной
программой из девяти самолетов – 4 МиГ-29 "Стрижей" и 5 МиГ-29
"Русских Витязей". С июля текущего года АПГ "Стрижи" вновь летает
в пилотажном порядке "пирамида", построенном из 6 МиГ-29.
Пилотажная
группа «Русь»
Пилотажная
группа "Русь" создана в 1987 году на базе Вяземского учебного
авиационного центра ДОСААФ, ныне РОСТО. За годы своего существования
здесь было подготовлено более 4500 летчиков-истребителей для службы
в ВВС и формирования резерва сначала на самолетах МИГ-15, МИГ-17,
а в затем и на самолетах Л-29 и Л-39. На Вяземском аэродроме в
1972-1973 годах осваивала реактивные самолеты летчик-космонавт
Светлана Савицкая.
В первый состав группы вошли
летчики: В. Архипов, В. Селявин, К.Норейка, Ф. Акчурин, Н.Чекашкин,
С.Б. Бондаренко, А.Прядильщиков, Н.Жданов, С.П.Бондаренко.
Сегодня эскадрилья
"Русь" - это команда мастеров синхронного пилотажа высочайшего
международного уровня. В ее составе: ведущий группы Станислав
Дремов, Сергей Бондаренко, Николай Жеребцов, Михаил Колле, Василий
Когут, Анатолий Марунько, Александр Савлюк, Валерий Соболев. Все
пилоты группы имеют квалификацию летчика-инструктора первого класса
и налет на различных типах самолетов порядка 2000 часов. Инженерно-техническим
составом руководят Виктор Воронцов, Виктор Гурченков, Александр
Котов. С 1992 года Вяземский учебный авиационный центр и пилотажную
эскадрилью "Русь" возглавляет летчик-инструктор первого класса
Казимир Эдуардович Тиханович.
Пилоты эскадрильи
"Русь" единственные в нашей стране выступают на самолетах Л-39
"Альбатрос" - легких реактивных штурмовиках, использующихся в
российских военно-воздушных силах в качестве учебно-тренировочных.
Скромные по сравнению с истребителями четвертого поколения летно-технические
характеристики этого самолета (размах крыла - 9,46 м, максимальная
скорость - 750 км/ч, максимальная взлетная масса - 4700 кг) определяют
стиль пилотирования. Ведь у каждой группы он неповторимый. Летчики
"Руси" в первую очередь демонстрируют отечественную школу летного
мастерства и слетанность.
Показательная программа
группы "Русь" представляет собой красочный воздушный спектакль,
состоящий из наиболее зрелищных элементов группового и одиночного
пилотажа. Неизменным украшением программы являются такие фигуры
как встречный проход группы из шести и одиночного самолета, проход
"пятерки" ромбом с выполнением одиночным самолетом "бочки" вокруг
траектории "пятерки" ("вентилятор"), проход пары с выпущенными
шасси, ведущий - в обратном полете ("зеркало"), "роспуск". Своеобразной
визитной карточкой эскадрильи стало выполнение фигуры "сердца",
пронзенного самолетом-стрелой. Пилоты работают на предельных режимах.
Во время выполнения некоторых элементов расстояние от крыла до
крыла в группе сокращается до 1 метра. Одиночный пилотаж представляет
летчик-инструктор первого класса, мастер спорта Валерий Соболев.
В программе сольного пилотажа - фигуры высшей категории сложности:
"шторм", "колокол", "восходящая штопорная бочка". Соболев - первый,
кто выполнил "восходящую штопорную бочку" на самолете Л-39.
Особое внимание
во время показательных выступлений уделяется безопасности зрителей.
Работа над программой начинается с тщательной рекогносцировки
местности, расчета траектории полетов и вариантов увода самолетов
в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Во время
выступления самолеты не выходят из зоны пилотирования, находящейся
на расстоянии 250 метров от зрителей при выполнении горизонтальных
проходов и 400 метров при заходе на вертикальные фигуры. Элементы
программы, кажущиеся рискованными импровизациями, отрабатываются
годами и являются безопасными для зрителей.
Программа показательных
выступлений эскадрильи "Русь" опробована во многих регионах России
и за рубежом: в Чехии (1997 г.), Беларуси (1997 г.), Латвии (1998
г.). Группа выступала на всех авиасалонах МАКС (1992 -1999 гг.).
Последние годы летчики принимают активное участие в деле возрождения
воздушных праздников в нашей стране. При содействии некоммерческого
партнерства "Аэрошоу проекты" пилоты эскадрильи "Русь" уже смогли
продемонстрировать свое мастерство в более 150 городах России.
Они летали в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Костроме,
Магнитогорске, Ярославле, Великом Новгороде, Казани, Саратове
и Бугульме, Нижнекамске, Курске, Нижнем Новгороде, Ступино и других
городах нашей страны.
Пилотажная
группа «Небесные Гусары»
Группа высшего пилотажа
«Небесные Гусары» ведет свою родословную от 4-й эскадрильи 234-го
гвардейского истребительного авиационного полка.
Директивой Главного
штаба ВВС № 410480 от 14 марта 1969 г. в штат полка введена 4-я
эскадрилья, которой 7 июня 1974 г. присвоен статус показной. Фактически
4-я эскадрилья стала первой в СССР официально признанной пилотажной
группой на реактивных истребителях.
Пилотажная группа
«Небесные Гусары» выступала на штурмовиках Су-25.
Небесные гусары стали
первой в мире пилотажной группой, занимающейся воздушной акробатикой
на боевых серийных машинах класса штурмовик. Костяк группы составили
полковник Александр Смирнов, подполковник Александр Горнов, майоры
Владимир Галуненко и Геннадий Авраменко. Помимо одиночного Гусары
выполняют также синхронный и встречный пилотаж в составе четырех
самолетов Су-25.Хотя штурмовик сложен в пилотировании, летчики
творят на нем буквально чудеса: бочку, нож, горку с углом 60°...
Как считают сами асы, в пилотаже они способны на большее. Но сдерживает
ограничение по перегрузке в 6,5 единиц (у Стрижей и Русских витязей
- 8-9). По своей раскраске Небесные гусары близки к Русским витязям:
все самолеты - бело-красно-голубого тона. Фюзеляж Су-25 украшает
эмблема: круг, на белом фоне которого в виде ромба расположены
четыре штурмовика, чуть ниже - скрещенные гусарские сабли, по
краям круга надпись: Небесные гусары, Кубинка. И в этом случае
эмблема и раскраска самолета - плод творчества самих пилотов.
На рубеже ХХ-XXI веков
на базе группы велась повышенная подготовка пилотов из других
полков к полетам на высший пилотаж на учебно-тренировочных самолетах
L-39.
В 2003 году группа
получила истребители МиГ-29 Командиром группы являлся военный
летчик 1-го класса подполковник Петров Александр Георгиевич.
Несмотря на короткую
биографию, Небесные гусары заявили о себе: их пилотажное мастерство
признано зрителями не одного десятка авиашоу.
В скором времени пилотажной
группы Небесные гусары, как это ни печально, в Кубинке, вероятнее
всего, не станет. В ЦПАТ ожидается реорганизация, согласно которой
на базе Небесных гусар будет сформирована эскадрилья подготовки
летного состава. Отбор молодых пилотов в Центр показа авиационной
техники планируется проводить на конкурсной основе выездными комиссиями
в строевых частях и непосредственно на авиабазе в Кубинке. Кандидатом
может стать любой военный летчик (фронтовой авиации) 2-го класса
и выше в возрасте не старше 30 лет. Прошедшие отбор будут затем
проверяться по теоретической и физической подготовке. При условии
сдачи экзаменов не ниже отлично их допустят к практической проверке
техники пилотирования. И только лучшие из лучших будут зачислены
в эскадрилью подготовки летного состава.
|